Маркировка товара
Маркировка товара – это один из способов информирования покупателей о свойствах и качествах продукта. Она наносится на упаковку или непосредственно на сам товар. Ее основная задача заключается в том, чтобы донести до покупателя важную информацию, касающуюся продаваемой продукции.
Наличие сведений о товаре – это общее требование, которого должны выполнять все без исключения производители. С учетом увеличения количества магазинов самообслуживания, а также других торговых точек, где, как правило, нет продавцов-консультантов, именно точная и правильная маркировка дает покупателю возможность узнать максимально подробные сведения о купленном им товаре.
Согласно Федеральному закону «О защите прав потребителей», должны быть указаны следующие сведения:
- Название торговой марки, производящей продукцию.
- Наименование официального документа, который подтверждает соответствие товара.
- Состав продукции. Если в составе продукта присутствует ГМО, то сведения об этом должны быть отражены.
- Контактные данные производителя.
- Энергетическая ценность продукта.
- Правила хранения и использования.
- Способ приготовления продукции.
- Дата изготовления.
- Вес товара (масса нетто и брутто).
- Дополнительные сведения о возможных противопоказаниях, т.е. сведения о том, кому продукт употреблять нельзя.
- Срок годности.
- Данные о правилах утилизации продукта, а также сведения о возможных последствиях неправильной утилизации и т.д.
Функции товарной информации можно разделить на 2 группы – идентификация и привлечение потенциального покупателя. В первом случае имеется в виду, что на товаре указываются важные данные для всех участников товарно-денежных отношений, которая позволяет идентифицировать этот продукт на соответствие требования к составу, качеству и т.д.
Вторая функция рекламная, т.е. на упаковке или самой продукции присутствуют различные изображения, логотип бренда, а также другая сведения, которые должны вызывать интерес потенциального покупателя. Яркий дизайн этикетки и узнаваемый логотип бренда способствует узнаваемости торговой марки и роста числа продаж.
Основные виды маркировки товара
Маркировка бывает торговой, которую проставляет не производитель, а поставщик товара. Другой вид маркировки – производственная (ее наносит сам производитель продукции).
Торговая маркировка
Торговая маркировка наносится на ценники, кассовые и товарные чеки. Наносится информация, касающаяся самого продавца.
Кассовый чек получает клиент после оплаты на кассе. Он содержит следующие сведения:
- Номер контрольно-кассовой машины.
- Название продавца (название торговой сети, магазина).
- Дата продажи товара.
- Цена.
Товарный чек также является отчетным документом, который используется только при продаже непродовольственных товаров.
На него наносятся следующие данные:
- Название товара.
- Наименование компании, которая продает товар.
- Размерная характеристика.
- Цена.
- Дата совершения покупки.
Ценник содержит меньше информации, включая в себя, как правило, цену и минимальную информацию о продукте. Может наноситься название производителя, компании, реализующую данную продукцию.
Производственная маркировка
Производственная маркировка наносится на контрольные ленты, этикетки, штампы, кольеретки, вкладыши, штампы и клейма.
Этикетка – это основной источник информации о продукте, включая в себя важные сведения для покупателя, продавца и т.д. Этикетки производятся разными технологиями печати, могут наноситься на сам продукт, либо упаковку.
Вкладыш – это один из видов этикетки. Содержит подробные сведения о продукте, которые не могут быть размещены на упаковке. Именно поэтому вкладыш поставляется вместе с товаром в коробке или другой упаковке.
Кольеретка размещается на горлышке бутылки какого-нибудь напитка. Содержит фирменную торговую марку и название. Данный вид этикетки не выполняет информационную функцию, а только делает внешний вид алкогольного или безалкогольного напитка завершенным.
Контрольная лента включает в себя небольшой объем информации, фактически дублируя основные сведения о продукте. Она необходима для восстановления сведений и продукции в случае утери ярлыка или этикетки.
Клеймо и штамп наносится на определенные категории продукции. Их можно видеть на мясе, сырах и других продуктах. Клеймят тушки птиц, а также мясные туши забойных животных. Штампы могут наноситься на дно металлических консервных банок и т.д.
Основные требования к товарной информации
Есть определенные правила маркировки, которых должны придерживаться все производители.
Нанесенная информация должна быть:
- хорошо читаемой, понятной, а также хорошо видимой на общем фоне;
- быть устойчивой к негативным воздействиям внешней среды;
- не стираться при длительном хранении, а также в течение всего периода использования товара.
Маркировка в большинстве случаев содержит информационный маркировочный знак, графическое изображение и текстовую информацию.
Текст – это самый распространенный элемент, который используется в производственной и торговой маркировке. Объясняется это тем, что именно с помощью текста можно донести до покупателя все необходимые сведения. Выполняет идентифицирующую и информационную функцию. Текст несет максимальный объем информации о продукте для всех участников рыночных отношений (продавца, покупателя и т.д.). Общая доля текстовой информации составляет от 50 до 100%.
Графическое изображение используется не всегда. Кроме того, рисунки более характерны именно для производственной, а не торговой, маркировки. Выполняет рекламную функцию, привлекая своим дизайном потенциального покупателя. В меньшей степени она выполняет информационную функцию, но есть исключения, когда в виде рисунка указываются сведения, касающиеся использования продукции. Доля во всей товарной информации – от 0 до 50%.
Информационные знаки отличаются меньшей доступностью информации (часто эти данные требуют расшифровки). Все эти элементы должны соответствовать Закону «О защите прав потребителей».